-
Введение
В программу по алгебре и началам
анализа экспериментальных классов
профильного уровня впервые вошла тема
«Элементы комбинаторики, статистики,
вероятность». Во
всех действующих учебниках для
общеобразовательных классов по
математике такой темы нет, даже в
классах углубленного изучения
математики вопросы статистики не
изучаются. Учебники по теории
вероятности и статистике для вузов не
подходят для школьников, т.к. при
работе с ними нужны знания
выходящие
за рамки программы школы , и требуется
гораздо больше времени на изучение
этого курса, поэтому передо мной
стояла задача: отобрать материал из
вузовских учебников для изучения
курса
Теория вероятностей и статистика из расчета 20 часов изучения. Содержание
теоретического и практического
материала , включенного в это пособие,
я старалась изложить в соответствии
с требованиями:
1.Отобранный материал
должен обеспечивать выполнение
обязательного минимума содержания
образования для профильных классов.
2.Задачи комбинаторики,
теории вероятностей и статистики,
включенные в этот курс, призваны
познакомить ребят с многообразием
вероятностных задач, с методами
обработки статистических данных,
вызвать у учащихся интерес к
дальнейшему изучению этой темы в вузе.
3.Доказательство всех
утверждений представляется мне
невозможным провести строго из-за
недостатка времени и знаний по
смежным дисциплинам, поэтому многие
вопросы изучаются на конкретных
примерах , интуитивно, а затем по
аналогии происходит обобщение.
Все задачи, включенные в
пособие, приводятся с решениями или
ответами. В приложении имеется набор
практикумов по нескольким темам курса
, самостоятельных и контрольных работ.
Обязательный
минимум содержания образования для
профильного уровня изучения по теме
" Элементы комбинаторики,
статистики, вероятность".
Размещения и сочетания. Формулы
размещений и сочетаний . Формула
бинома Ньютона. Свойства
биномиальных коэффициентов.
Треугольник Паскаля.
Поле событий. Элементарные и сложные
события в классической модели
вероятности. Вероятность сложного
события. Условная вероятность.
Независимые события. Вероятность
наступления независимых событий.
Случайная величина.
Дискретные и непрерывные случайные
величины.
Математическое ожидание и дисперсия
случайной величины.
Закон
распределения случайной величины.
Понятие о нормальном распределении
вероятностей.
Требования к уровню подготовки
выпускников по теме.
Изучение темы "Элементы
комбинаторики , статистики , вероятность"
должно предоставить учащимся
возможность :
- усвоить основные формулы
комбинаторики;
- развить представления о классической
модели вероятностей и ее применении;
- получить представления о случайных
величинах и их характеристиках, о
законах распределения случайных
величин.
2. Тематическое
планирование ( 20 часов).
1. Элементы комбинаторики. (5 часов)
1.1 Перестановки , размещения,
сочетания
2 часа
1.2 Размещения и сочетания с
повторениями
1 час
1.3 Формула бинома Ньютона.
Свойства биномиальных
коэффициентов .
Треугольник Паскаля.
2 часа
2. Случайные события .(5 часов)
2.1 Элементарные события.
Сложные события.
2 часа
Определение
вероятности. Теоремы о вероятности.
2.2 Условная вероятность.
Формула Бейеса.
2 часа
2.3 Независимые ,однородные
испытания . Схема
Бернулли.
1 час
3.
Случайные величины. (5 часов)
3.1 Основные понятия.
1 час
3.2 Числовые
характеристики случайной величины.
Свойства математического ожидания,
дисперсии . 3 часа
3.3 Некоторые законы
распределения.
1 час
4. Практикум по решению задач . (
4 часа)
5. Контрольная работа. (1 час)
Список литературы:
1.
Введение в теорию вероятностей . Юнита1.
Современный гуманитарный университет.
Москва, 2001г.
2.
Краткий курс теории вероятностей. Юнита4.
СГУ, Москва,2000г.
3. Я.К.Колде.
Практикум по теории вероятностей и
математической статистике.
Москва,"Высшая школа", 1991г.
4.
Математика. Факультативный курс, под ред.
проф. З.А. Скопеца, М. "Просвещение",1971г.
5.
Математика . Самостоятельные и
контрольные работы . А.П. Ершова, В.В.
Голобородько, Алгебра и начала анализа
10-11 класс, "Илекса",Москва,2002г.
6. Пособие
по математике для поступающих в вузы.А.Д.Кутасов
и др. М.1981 г.
Практикум
по теме: «Комбинаторика».
Ī вариант
1. Вычислите.
ĪĪ вариант
а)
а)
б)
б)
в)
в)
2.
Решите задачу.
Сколькими способами из 7
членов Сколькими
способами из 9 учебных президиума
собрания можно выбрать предметов можно
составить расписание председателя , его
заместителя
и
учебного дня из 6 различных уроков?
секретаря?
3.
Решите задачу.
Сколькими способами из 10
игроков
Сколькими способами из 25 учеников
волейбольной команды
можно
класса можно выбрать четырех для
составить стартовую
шестерку?
участия
в праздничном концерте?
4.
Решите уравнение.
5.
Решите задачу.
Сколько диагоналей имеет
выпуклый
Сколько существует различных
семиугольник ?
треугольников с вершинами в 7
данных точках , если известно
что 3 из них лежат на одной прямой?
6.
Решите задачу.
Сколько различных
пятизначных Сколько
различных трехзначных чисел
чисел можно составить из
цифр
можно составить из цифр 0,1,2,3,4,
6,7,8,9,0
если цифры в одном числе не
(цифры в одном числе не
должны
повторяются?
повторяться)?
7.
Решите задачу.
Сколько различных
перестановок
Сколько различных перестановок
можно образовать из букв
слова можно образовать из букв слова
«комбинаторика» ?
«абракадабра»?
Практикум
по теме «Бином Ньютона».
I
вариант.
II
вариант.
1.
Раскройте скобки и упростите
выражение.
а) (х +
)6 ;
а) (х -
)5 ;
б) (2
+
)5 .
б) (
- 3
)4 .
2.
Найдите показатель степени бинома
(
+
)n
, если второй член
(
+ х)n
, если третий член
разложения не зависит от х.
разложения не зависит от х.
3.
Найдите член разложения бинома
(
+
)n
,
содержащий х в
(
+
)n
,
содержащий х в
первой степени, если сумма
всех
первой степени, если сумма всех
биномиальных
коэффициентов
биномиальных коэффициентов
равна 512.
равна 128.
4.
В разложении бинома
(
+
)n
третий биномиальный
(
+
)n
коэффициенты
коэффициент в 4 раза больше второго .
третьего и пятого членов
Найдите член разложения,
относятся как 2:7.
содержащий
Найдите член разложения,
содержащий
.
.
Практикум
по теме «Классическая вероятность
I
вариант
II
вариант
1.
Бросают две одинаковые монеты.
Какова
вероятность того, что выпадут,
"орел"
и "решка"
?
два "орла" ?
2.
Из 28 костей домино наугад выбирают
одну. Что вероятнее:
что сумма цифр на ней
будет
что сумма цифр на ней будет
равна 6
или 8 ?
равна 3 или 4 ?
3.
Какова вероятность того , что ваш
будущий
ребенок
родится:
30
– го числа ?
31- го числа ?
( год не является високосным).
4.
Из букв слова « апельсин »
последовательно выбирают 4 буквы.
Найдите вероятность того , что выбранные
буквы в порядке их выбора
образуют
слово:
«
лиса » ?
« плен » ?
5.
Каждый из трех стрелков стреляет по
мишени
один
раз , причем вероятность попадания 1-го
стрелка
составляет 90%, 2-го – 80 % ,3-го–70 %.
Найдите
вероятность того, что :
а)
все три стрелка поразят
а) все три стрелка
мишень ?
промахнутся ?
б)
двое из трех стрелков
б) двое из трех стрелков
промахнутся ?
поразят мишень ?
Практикум
по теме « Условная и полная вероятность»
I вариант
II
вариант
1.
Используя понятие условной и
полной вероятности,
формулу Бейеса ,
решите задачи :
Практикум по математической
статистике
Выборка: